На то они и небожители, чтобы питаться как-то особенно. Не нектаром, конечно, из райских садов, но уж точно не ассортиментом советских универсамов. О тонкостях и секретах спецкухни для избранных, а также личных гастрономических пристрастиях руководителей СССР в эфире радио «Комсомольская правда» расспросили президента Межрегиональной ассоциации кулинаров России Виктора Беляева, который 32 года кормил кремлевских обитателей и их зарубежных гостей.
- Виктор Борисович, вы наверняка можете перечислить всех членов Политбюро поименно. Что любили они все без исключения? Вот так чтобы приходили и говорили: мне сто грамм и... что?
- Огурчик. Летом - малосольный, зимой - соленый.
- Отличный выбор! Аж слюнки потекли. Но как-то слишком просто. Неужели не было никаких изысков? Чем, например, потчевали на завтрак Брежнева?
- Леонид Ильич был в еде очень прост: яичные блюда, творожное, жареный хлебушек, мед, варенье, чай. Все наши руководители тогда любили пить из стаканов с красивыми серебряными подстаканниками - мы их называли «вагонные».
- Ходит куча баек о кремлевской кухне. Правда, что были дегустаторы в погонах минимум полковника КГБ, которые следили, чтобы, не дай бог, что-нибудь не подсыпали, не подлили?
- Не было никаких полковников. Просто очень хорошо работала санитарная служба. Это были врачи. Они отвечали за безопасность продуктов, за столовую посуду, белье, приборы. Были, как мы их называли, «блюда под пломбой». Допустим, личный повар приготовил блюдо, и, если его везли к Леониду Ильичу в ЦК, оно закрывалось под пломбу, ставилось в специальный ящик, опять пломбировалось и увозилось.
- И вот там-то был полковник-дегустатор?!
- Нет, встречал врач - не простой, из Комитета госбезопасности, конечно. Но пробовал блюда только повар.
Червяк в Кремль не пройдет
- Вопрос, который возник после недавнего конфуза с теперь уже экс-губернатором Тверской области Дмитрием Зелениным. Он, напомним, обнаружил во время кремлевского приема в тарелке червяка. В советское время такое было возможно? Советские столовки гастрономическим разнообразием не отличались...
- Это и сейчас невозможно! Система охраны, проверки и питания первых лиц государства с тех пор не изменилась.
- Прям-таки и кухня не изменилась?
- Классика так и осталась. Да, пришла мировая кухня. Многое изменилось в 2000 году, когда Владимир Владимирович стал президентом. Появились новые скатерти, посуда. Прежде все было, откровенно говоря, застойное. Мы сделали такой шик-модерн. Да, было одно интересное изменение в кухне. Раньше как было принято? Банкет, большие осетры, поросята, пироги. Потом стали применять европейскую подачу: крошечные порции по тарелочкам, канапе. Но прошло где-то три года, и Владимир Владимирович на каком-то совещании говорит: ну что ж мы так, приезжают люди, их накормить надо нормально. И мы опять вернулись и к селедочке, и к холодцу.
Поварской спецназ
- А как вообще попадают работать в Кремль?
- По объявлению, конечно, туда не набирают. Мы попадали чисто случайно или по знакомству. Ну, допустим, офицеры КГБ работают в Кремле или там командир полка кремлевского...
- А его жена становится поваром, понятно…
- Да. А я лично попал чисто случайно, потому что работал в «Праге». Была такая система: в лучших ресторанах были аттестованные повара и официанты с метрдотелями - так называемая спецгруппа Кремля. И вот они приезжали на крупные мероприятия, которые проводились в Кремле.
- Хорошо платили?
- Я пришел поваром пятого разряда (высшим считался шестой. - Прим. «КП») и получал 120 рублей. Это было не очень много. Но главное - льготы. Во-первых, через 3 года после прихода в службы ЦК КПСС или Совета Министров СССР давали квартиру. Я за 5 лет получил две. Можно было сшить себе пальто, ондатровую шапку, ботинки, все отличного качества и по низким ценам, в 2 - 3 раза дешевле, чем в магазине.
- В общем, коммунизм все-таки был, но в отдельно взятом Кремле.
- Да, плюс детсады, поликлиники, дома отдыха.
Гурман Фомвихан
- А откуда брали деликатесы для кремлевского стола?
- Из спеццехов, они существовали на всех заводах во всех республиках. На правительственных приемах было все: и рыбная деликатесная группа, и икра, и окорока, и буженина.
- То есть захочет, допустим, Леонид Ильич бараньего супчика - и тут же звонок в Ставропольский край, и срочно режут барана, в самолете варят…
- Глупости! Первые лица государства строго подчинялись протоколу.
- А иностранцы, видимо, привозили своих поваров?
- Что касается капиталистических стран, то да, они нам не доверяли. А из соцстран приезжали так называемые передовые группы. С ними обсуждалось все - и охрана, и быт, и церемония встречи, и в том числе питание. Например, был такой генеральный секретарь Компартии Лаоса Кейсон Фомвихан. С ним были два повара, потому что готовить этому человеку было очень сложно.
- Привереда был?
- Другое. Горничная, которая убирала его апартаменты, приходит и говорит: надо туда врачей направить, там какой-то запах непонятный, просто тухлятина. Пошли разбираться. А у него под кроватью стоят клетки с яйцами, которые уже покрылись сероводородом. Оказалось, что товарищ Фомвихан четыре таких яйца за раз выпивает. А где-то столы ломились от еды...
«Железный занавес»
- То есть американцев вам кормить не приходилось?
- Почему, я Никсона кормил. С ним интересная история была. У нас перед каждым мероприятием в особняке на Ленинских горах (там принимали иностранные делегации) обязательно проходила беседа с офицером КГБ. В особняке у нас существовала граница Советского Союза - это металлическая дверь, за которую заходить было нельзя.
- И вы запрет нарушали...
- Нет, первым нарушил Никсон в марте 87-го года. Он тогда уже не работал президентом, но был посредником на переговорах по сокращению вооружений (Договор в 1987 году подписали Рейган и Горбачев в Вашингтоне. - Прим. «КП») и приехал в Москву. Мы приготовили телятину, 15 закусок. Каждая была по-особому украшена, на скатерти с советскими гербами это смотрелось как произведение искусства. И вот Никсон вошел в столовую, и мы ждем, когда нести горячее. Уже прошло 40 - 50 минут. Метрдотель приходит к нам и рассказывает: Никсон со своим секретарем пьет бордо и фотографирует каждый рисунок, который мы сделали. А потом Никсон открыл железную дверь, пришел на кухню и спросил, кто шеф. Лично пришел поблагодарить. Для нас это было действительно поднятием «железного занавеса».
Особая бутылка
- Откройте секрет. Как советские деятели пили на приемах и не пьянели?
- На приемах ставился молдавский коньяк «Белый аист», он был самый хороший. И вот ставилась большая бутылка коньяка, а рядом - еще одна, особая. И мы делали отвар шиповника, похожий по цвету, для блеска туда еще лимончик выдавливали.
- Это коньяк. А водку - разбавляли?
- Ну, водку легко заменить водой.
- Каких-то особых таблеток не выдавали?
- Не было никакой «кремлевской таблетки», все это выдумки.
Андрей РЯБЦЕВ © "Комсомольская Правда"